Раннее апрельское утро. Тихо и неспешно тянется к храму народ. В руках у каждого прихожанина – вербы. Бережно несут, прижимая к груди – у кого пара прутиков, у кого небольшой пучочек, а у кого и целая охапка. И такая светлая радость рождается в душе от одного взгляда на эти тоненькие веточки с маленькими пушистыми комочками. Символ новой жизни, символ торжества. В храме тихо и пока пустынно. Но постепенно он наполняется. Огоньки свечей, аромат ладана, песнопения клироса – все это погружает в тихую спокойную атмосферу, когда совсем не думается о земном.



Вербное воскресение – так издавна на Руси повелось называть вход Господень в Иерусалим – одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Четырьмя евангелистами (Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19) описано торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи, которое предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств. Вдумываешься в слова батюшки Олега (Полякова), в евангельские слова, в праздничные песнопения, вслушиваешься, прислушиваешься сам к себе, к своей душе. И понимаешь что остается тебе сделать в последнюю неделю Великого поста. Служба проходит на одном дыхании.




Почему-то испытываешь не раздражение, а радость, видя длинную очередь на исповедь. Припоминаются слова из одной книги, кажется, протоиерея Андрея (Ткачева) о том, что очередь на исповедь – это лестница в небо. Уже причастились детки и взрослые. И вот уже звучат слова батюшки: — Освещается верба сия!




И на пушистых комочках засверкали капли святой воды. Свежесть. Радость. И вспоминается стихотворение Блок, что было выучено в детскую пору, как нельзя подходящее к этому моменту:
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Иоанна СТАВИЦКАЯ
Фото автора